Черноус Павел Александрович
Президент Лавинной Ассоциации
Добрый день!
Привожу некоторые свои соображения по проекту ФНиП.
Создается впечатление, что проект излишне подробен в несущественных деталях. Поскольку научные основы АВ разработаны слабо и рациональные методики АВ пока отсутствуют, ФНиП могут и должны кратко представить основные принципы АВ и способы их реализации. Всё остальное может быть лишь рекомендовано. Желательно продлить сроки обсуждения проекта ФНиП и привлечь к этому больше заинтересованных лиц.
Некоторые вопросы и замечания.
Активные воздействия могут иметь целью испытание устойчивости снежного покрова и оценку возможности схода снежных лавин, а не только профилактический спуск лавин.
Предлагаю, в проекте приказа фразу «Об утверждении федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, устанавливающих обязательные требования к организации
и проведению работ по активным воздействиям
на гидрометеорологические процессы (предупредительному спуску снежных лавин)» изменить на «Об утверждении федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, устанавливающих обязательные требования к организации
и проведению работ по активным воздействиям
на процессы образования снежных лавин».
Эти же изменения внести в заголовок и текст ФНиП.
В тексте ФНиП «предупредительный спуск снежных лавин (ПСЛ)» заменить на «активные воздействия (АВ)»
Пункт 2 Работы по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3609) юридические лица, являющиеся специализированными организациями активных воздействий на гидрометеорологические процессы (далее – СОАВ) на основании лицензии на проведение работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В постановлении правительства написано:
«Не содержащие взрывчатых и пиротехнических веществ средства активных воздействий (технические средства, радиолокационные средства, реагенты, используемые для проведения работ по активным воздействиям) могут приобретаться, храниться и использоваться специализированными организациями без наличия у них лицензий на проведение работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 226 - с 1 марта 2022 г.)»
Вопрос. Нужна ли лицензия на АВ если используются тросы для подпиливание или экскаваторы? Или лицензия на АВ нужна только в случае использования взрывчатых или пиротехнических веществ (нужна ли лицензия для установок Газэкс? Какие там вещества?)? Если транспортировка, хранение и использование взрывчатых и пиротехнических веществ лицензируются другими ведомствами, то зачем нужна ещё лицензия на АВ? Что регламентирует именно она. В СССР, где всеми организациями, осуществлявшими такие воздействия государственная лицензия не требовалась. После появления рынка услуг в этой области и независимых от государства участников этого рынка (сейчас таких организаций больше половины от всех) возникло лицензирование. Причём лицензиар сам контролирует выполнение лицензионных правил и ведёт хозяйственную деятельность в области активных воздействий, что также создаёт потенциальные возможности для недобросовестной конкуренции. Улучшило ли лицензирование что-то на практике? Это, по крайней мере, не очевидно. Может кто-нибудь приведёт примеры? В мире лицензирование такой деятельности, кроме России, осуществляется лишь в Таджикистане. В странах ЕАЭС такое лицензирование есть лишь в России. Неужели без лицензирования нельзя обойтись? В чем его необходимость? Пишут, что для обеспечения безопасности. Получается, что и очистку крыш от снега тоже можно лицензировать. Кстати, если с помощью активного воздействия сбрасывается снег с крыши (лавина с искусственного сооружения), формально на это нужна лицензия. Или если без использования ВВ и пиротехнических веществ, то не нужна? Очевидно другое. Излишнее государственное регулирование в любой области мешает деятельности лицензируемых организаций и является потенциальным источником коррупции.
Пункт 5. «Работы по ПСЛ осуществляются с использованием САВ, указанных
в таблице 1, а также технических средств для их применения, указанных
в таблице 2 приложения № 1 к, и взрывчатых веществ (далее – ВВ),
не включенных в таблицу 1».
изложить: «Работы по АВ осуществляются с использованием САВ, указанных
в таблице 1, технических средств для их применения, указанных
в таблице 2 приложения № 1, а также взрывчатых веществ (далее – ВВ) и пиротехнических веществ (далее ПВ), не включенных в таблицу 1.
Пункт 13. Для наблюдений за снежным покровом достаточно «метеоролога» в любом случае, т.к. снеголавинные наблюдения одинаково близки (или далеки) для профессий гидролог и метеоролог.
Пункт 16. Для прогнозирования лавинной опасности используется актуальная метеорологическая информация.
17. Объем необходимых наблюдений за снежным покровом включает в себя наблюдения за высотой снежного покрова и скоростью его нарастания, плотностью снежного покрова, распределением температуры в снежной толще, метелевым переносом снега, стратиграфические исследования снежного покрова путем шурфования или зондирования.
Пункт 16-17. можно заменить так: «Для прогнозирования лавинной опасности могут использоваться гидрометеорологические данные, данные о рельефе и растительности, антропогенных воздействиях и др. Объем используемых данных определяется возможностью их получения и требованиями применяемых расчетных методик».
Пункт 18. Если я не ошибаюсь, существует лишь одна действующая методика, утверждённая Росгидрометом. Она фоновая и следовательно для АВ в конкретном лавинном очаге не годится. Перспектив для быстрого (до 2029 г.) появления таких методик не просматривается. Предлагаю этот пункт отменить. Можно записать его так: «Прогноз лавинной опасности представляет собой экспертное заключение, составленное на основе расчетов устойчивости снега на склоне и возможности образования лавин»
Пункт 21. Решение о проведении работ по ПСЛ принимает руководитель СОАВ или уполномоченное им лицо на основе прогноза лавинной опасности, составленного по результатам метеорологических, снегомерных и стратиграфических наблюдений с учетом климатических особенностей района проведения наблюдений. Предлагаю убрать фразу: «, составленного по результатам метеорологических, снегомерных и стратиграфических наблюдений с учетом климатических особенностей района проведения наблюдений.». Есть другие факторы, которые необходимо учитывать. Например, погода, видимость, люди в лавиноопасной зоне и др.
Пункт 28. Можно убрать, т.к. оценка эффективности не является обязательной для выполнения данного вида АВ.
Пункт 46. О контурах каких напряжений идёт речь? В тексте документа они больше не упоминаются. Считаю, что можно обойтись без них.
Почему в таблице 2 нет упоминания о тросе для подпиливание карнизов и экскаваторах? В некоторых условиях эти средства успешно использовались и используются. Это же можно сказать о минометах. С них начиналось использование артиллерийских систем в прошлом веке. В России они успешно использовались для АВ более полувека. Больше чем любая другая артиллерийская система.
Ничего не нашёл о действиях в случае «неразрывов» при АВ.